Как коммунисты запретили Церковь, а Бог запретил коммунистов


Фото: Ivan Goryachev/ Shutterstock.com

Небольшая история о том, каким образом атеистическая власть запретила Церкви существовать на своей канонической территории, чтобы сломать многовековой уклад жизни русского населения, и какие последствия имел этот запрет как для той власти, так и для гражданского общества наших дней

Автор:
Ильин Игорь

8 апреля – особая дата для тех, кому тем или иным образом мешает Русская Православная Церковь. В этот день в 1929 году президиум Всероссийского ЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О религиозных объединениях», которое окончательно лишало Церковь юридического лица. Особенно резкую позицию занимали И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Е.М. Ярославский и В.М. Молотов, выступавшие за отказ от «послаблений» периода НЭПа.

 

Этот документ можно с полным основанием считать образцом той государственной политики по отношению к Русской Православной Церкви, о которой мечтает нынешний неформальный «союз безбожников», состоящий из ряда деятелей современного искусства, правозащитников, храмофобов, научных атеистов и других профессионально активных граждан, исповедующих самые разные взгляды, но почему-то удивительно единых в своём негативном отношении к РПЦ.

Постановление лишало Церковь как социальный институт легальных оснований для существования и деятельности на территории РСФСР. Новый закон закреплял существующую практику, продолжая линию, намеченную ещё в 1918 году в Декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который был подготовлен наркомом юстиции Исааком Зераховичем Штейнбергом.

И.З. Штейнберг. Фото: www.globallookpress.com

Специально для Царьграда своим мнением о том, как мог появиться на свет закон, который носил дискриминационный характер по отношению к большей части населения страны, поделился Валерий Николаевич Расторгуев, руководитель научного совета экспертного центра ВРНС:

Беззаконие выполняет те же функции, что и закон в тоталитарном обществе. Само по себе постановление было в общем-то не нужно. Советской власти совсем не обязательно было принимать закон, лишающий Церковь юридического лица, чтобы стереть с лица земли своего идейного противника. Кстати, и сам Ленин считал, что писаное право может быть «неправом», а «неправо» может стать правом, если оформится как письменный закон. И это не будет означать появление нового закона, это будет лишь новое беззаконие в форме закона. Именно так можно сказать о постановлении «О религиозных объединениях». У Церкви отобрали все права, включая право на социальное служение, помощь. Само слово благотворительность было стёрто из русского языка. В течение длительного периода вплоть до настоящего времени Церковь только заново учится существованию в обществе, постепенно восстанавливая себя в правах.

Читайте также:  Лето в России ожилается жарким

 

 

Сегодня, когда в обществе ощущается нехватка гражданской инициативы, солидарности и милосердия, необходимо увидеть корни проблемы. В особенности важно сделать это безоглядно ностальгирующим по Союзу гражданам, поскольку без «изменения ума» не изменится к лучшему и жизнь страны. Постановление – отличный пример той политики большевиков, которая привела в конечном итоге к повсеместной инфантилизации населения, отсутствию гражданского общества, способного к самоорганизации в условиях мирного времени. Приведём статью 17 постановления дословно:

«17. Религиозным объединениям воспрещается:

а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

 

Этот документ можно с полным основанием считать образцом той государственной политики по отношению к Русской Православной Церкви, о которой мечтает нынешний неформальный «союз безбожников», состоящий из ряда деятелей современного искусства, правозащитников, храмофобов, научных атеистов и других профессионально активных граждан, исповедующих самые разные взгляды, но почему-то удивительно единых в своём негативном отношении к РПЦ.

Постановление лишало Церковь как социальный институт легальных оснований для существования и деятельности на территории РСФСР. Новый закон закреплял существующую практику, продолжая линию, намеченную ещё в 1918 году в Декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который был подготовлен наркомом юстиции Исааком Зераховичем Штейнбергом.

И.З. Штейнберг. Фото: www.globallookpress.com

Специально для Царьграда своим мнением о том, как мог появиться на свет закон, который носил дискриминационный характер по отношению к большей части населения страны, поделился Валерий Николаевич Расторгуев, руководитель научного совета экспертного центра ВРНС:

Беззаконие выполняет те же функции, что и закон в тоталитарном обществе. Само по себе постановление было в общем-то не нужно. Советской власти совсем не обязательно было принимать закон, лишающий Церковь юридического лица, чтобы стереть с лица земли своего идейного противника. Кстати, и сам Ленин считал, что писаное право может быть «неправом», а «неправо» может стать правом, если оформится как письменный закон. И это не будет означать появление нового закона, это будет лишь новое беззаконие в форме закона. Именно так можно сказать о постановлении «О религиозных объединениях». У Церкви отобрали все права, включая право на социальное служение, помощь. Само слово благотворительность было стёрто из русского языка. В течение длительного периода вплоть до настоящего времени Церковь только заново учится существованию в обществе, постепенно восстанавливая себя в правах.

Читайте также:  Свердловским верующим, нарушившим в Пасху самоизоляцию, не выписали ни единого штрафа

 

 

Сегодня, когда в обществе ощущается нехватка гражданской инициативы, солидарности и милосердия, необходимо увидеть корни проблемы. В особенности важно сделать это безоглядно ностальгирующим по Союзу гражданам, поскольку без «изменения ума» не изменится к лучшему и жизнь страны. Постановление – отличный пример той политики большевиков, которая привела в конечном итоге к повсеместной инфантилизации населения, отсутствию гражданского общества, способного к самоорганизации в условиях мирного времени. Приведём статью 17 постановления дословно:

«17. Религиозным объединениям воспрещается:

а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей;

 

В итоге за 10 лет, к 1939 году, на весь Советский Союз оставалось чуть более 100 действующих храмов (из 29 584 на 1928 год) и всего четыре действующих епископа. Остальные храмы были национализированы и использовались не по назначению или были взорваны; священники – убиты, расстреляны, сосланы в лагеря или ударились в обновленческий раскол. Только в ходе Великой Отечественной войны руководство оценило патриотическую направленность Церкви, и с учётом необходимости обращения к русским историческим корням (по переписи 1937 года верующими себя назвали 56,7% населения) решило восстановить патриаршество и ослабить давление на Церковь.

Лишь в октябре 1990 года раздираемая идеологическим кризисом советская власть вернула Церковь в правовое поле, приняв закон «О свободе вероисповеданий». Впервые с 1929-го государство наделило русскую Православную Церковь правоспособностью юридического лица. Отныне религиозные организации могли владеть недвижимостью, заниматься хозяйственной деятельностью, обрели право свободно распространять свои религиозные убеждения, получили доступ в общеобразовательные учреждения и право создавать свои учебные заведения, использовать средства массовой информации для миссии, свободно распространять религиозную литературу.

Фото: www.globallookpress.com

Церковь теперь могла жить в соответствии со своим внутренним уставом, распоряжаться финансами, пользоваться всеми правами общественной организации. Совет по делам религий при Совете министров СССР был лишён властных полномочий, а нового органа, контролирующего религиозную жизнь, создано не было.

Читайте также:  Почти 20% пациентов онкодиспансера Читы оказались заражены коронавирусом

 

ветское — не значит советское или атеистическое

В наши дни, после принятия в 1997 году ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», который пришёл на смену ФЗ РСФСР от 25. 10. 1990 «О свободе совести и религиозных организациях», выстраивается новая система отношений между Церковью, государством и обществом: атеистическое наследие, век высоких технологий, религиозная безграмотность подавляющего числа граждан и вместе с тем свободное и независимое положение Церкви формируют совершенно новую эпоху.

70 лет унизительного, бесправного положения церкви и по сей день приводят к тому, что статья 14 Конституции РФ толкуется прогрессивной общественностью в антицерковном ключе. Да, Российская Федерация – светское государство. Но именно светское, а не советское или атеистическое. Понятие светскость не определено ни в законодательстве России, ни где-либо ещё. Но можно с уверенностью сказать, что светский характер государства гарантирует верующим право реализовывать свои убеждения в жизни точно так же, как и неверующим – свои. У верующих не меньше прав, чем у неверующих. Это касается образования, воспитания детей, искусства, политики, самоуправления и любых других сфер жизни общества. Слава Богу, действующий президент России Владимир Путин это понимает:

Если мы говорим об отделении Церкви от государства, то в современных условиях мы должны говорить о другом содержании этой светскости, и она, на мой взгляд, должна заключаться в том, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений – режим партнёрства, взаимной помощи и поддержки.

В. Путин. Фото: www.globallookpress.com

Уникальность исторического момента состоит в том, что в России верховная власть заинтересована в укреплении позиций Русской Православной Церкви, поскольку без неё невозможно сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, которые в России необходимы суверенной власти как опора и обоснование для реализации самостоятельной политики. Кроме того, нынешние государственные деятели своими глазами видели, что происходит с властью, государством и обществом, которые объявляют войну Богу. Они не хотят повторять бесславный конец тех, кто покусился на Церковь.

Не жмись, лайкни!!!

Похожие новости:

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.


Подробнее в Общество
Иерусалим: израильтяне-антисионисты сорвали и сожгли флаги Израиля

Группа из десятков агрессивно настроенных жителей ортодоксального района Меа Шеарим совершила вчера вечером нападение на пожарную машину, которая прибыла по...

Очевидное — невероятное: Соболь не может доказать “нормальность” мужа

Ситуация в семье и карьере Любови Соболь стала патовой. Сейчас юрист ФБК (Фонд борьбы с коррупцией) всеми силами пытается доказать...

В Шиесе сотрудники частной охраны избили протестующих против строительства свалки

В Шиесе под Архангельском сотрудники частного охранного предприятия избили активистов, протестующих против строительства свалки для твердых бытовых отходов из Москвы, об этом сообщает «Новая газета»....

Трибунал ООН по морскому праву отверг обвинения РФ в адрес украинских моряков

В Международном трибунале ООН по морскому праву отбросили утверждение РФ о якобы провокационном поведении украинских судов у Керченского пролива 25...

Закрыть
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru