Николас Пайенсон: «Открытие рождается из тщательного исследования, множества сведений и удачи»


16.10.2020 | 16:53

Николас Пайенсон: «Открытие рождается из тщательного исследования, множества сведений и удачи»

Санкт-Петербургский Международный культурный форум отменен в 2020 году и перенесен на 2021-й. Однако спикеры Форума продолжают с удовольствием делиться своими знаниями и открытиями с заинтересованной аудиторией. Один из ярких примеров – Николас Пайенсон из США. Он примет участие в онлайн-дискуссиях Открытого лектория «Культура 2.0».

Научные статьи Николаса Пайенсона публикуют авторитетные научные журналы по всему миру. Его исследования отмечены высшими наградами Смитсоновского института, а также Президентской премией Белого дома.

Пайенсон побывал с экспедициями на всех континентах, изучая эволюцию и экологию морских млекопитающих. Вместе со своими сотрудниками он дал названия более чем дюжине вновь открытых ископаемых видов, нашел самое значительное на планете кладбище вымерших китов и описал совершенно новый орган чувств у существующих животных этого вида. Подробнее о круге научных интересов и открытиях Пайенсона, а также о его интересе к Санкт-Петербургскому международному культурному форуму узнала Алина Артес.

А.А. — Николас, Вы работаете специалистом в области научных коммуникаций. В чем суть этой профессии? Как бы Вы объяснили ее суть ребенку?

Н.П. — За годы своей работы я узнал, что ученым мало просто заниматься наукой, они еще должны рассказывать людям о том, как именно наука работает, и почему она так важна.

Профессия специалиста в области научных коммуникаций научила меня лучше писать, говорить, рассказывать истории – полагаю, все это и составляет основу моей деятельности. Разумеется, коммуникация подразумевает четкость мышления, и это важно, ведь научное знание сложное и постоянно меняется.

Читайте также:  В Пскове обнаружили клад с монетами XVI века

Полагаю, если вы специалист в области научных коммуникаций, вы можете описать свою работу следующим образом: наука рассказывает правду о мире, а моя задача – рассказать вам, что мы знаем и что пытаемся узнать. Именно это я пытался сделать в своей популярной книге «Наблюдая за китами», которая теперь есть и в переводе на русский. Я надеялся на то, что, написав популярную книгу, я смогу поделиться тем, как увлекательна наука, со всеми читателями, независимо от их жизненного опыта.

А.А. — Вы совершили множество научных открытий, о которых писали New York Times, Washington Post, Atlantic, National Geographic и служба BBC. Какое из них самое важное?

Н.П. — Мне нравится считать, что самым важным моим открытием станет какая-нибудь окаменелость, которая все еще сокрыта где-то под землей и ждет, что ее найдут! А если серьезно, я бы сказал, что самым запоминающимся открытием стала работа с командами наших коллег на международных площадках, вдали от музея – те самые ситуации, когда социальная коммуникация столь же важна, как и научная. Думаю, одним из важнейших исследований, в которых я принимал участие, стал тот случай, когда наша команда обнаружила кладбище ископаемых китов в пустыне Атакама в Чили, поскольку оно демонстрирует, что крошечные организмы (в частности, водоросли) всегда имели огромное значение (в данном случае – на китов, живших миллионы лет назад).

Фото: Jeremy Goldbogen

А.А. — Как ученым так рассказать о своих открытиях, чтобы их поняли? Вам всегда удается облечь свои мысли в правильную форму?

Читайте также:  Cтартует Sochi Jazz Festival

Н.П. — Один из наиболее важных моментов, о которых стоит помнить, когда рассказываешь о научных открытиях, заключается в том, что это не поваренная книга. Иными словами, нельзя просто сесть, открыть книгу, прочесть список ингредиентов и сказать: «Сейчас-то я и сделаю открытие!»

Открытие рождается из тщательного исследования, множества сведений общего характера и удачи – нужный человек оказывается в нужном месте в нужное время. Именно эти факторы имел в виду Луи Пастер, когда говорил, что «удача выбирает того, кто к ней готов». Подразумевается, что научные открытия отнимают много сил и времени – готовьтесь понять, что вы открыли, будь то окаменелость в скале, тело, вскрытое анатомическим скальпелем или живность, что завелась в музейном шкафчике.

А.А. — Вам всегда хотелось совершать открытия? Это желание появилось у Вас еще в детстве или Вы почувствовали, что оно появилось со временем?

Н.П. — О, я определенно всегда хотел совершать открытия. Думаю, когда открываешь нечто новое, получаешь неповторимый опыт, ты чувствуешь себя особенным.

Ребенком я не слишком понимал, сколько подготовки и сил требуют занятия наукой. На самом деле ты не просто отправляешься навстречу миру, требуется масса времени, чтобы обзавестись фоновыми знаниями, а затем узнать, как рассказать людям, почему этот вопрос так важен, с помощью собственного красноречия и логики.

Впрочем, все, что нужно в детстве, – искра и желание. Если любовь к знаниям не дает вам спать по ночам, если вы читаете взахлеб, это хороший знак.

Читайте также:  В программу Варшавского кинофестиваля вошли девять российских картин

Фото: Martha Stewart

А.А. — Вы много изучаете китов и океаны. Как Вы добились того, что эти темы стали популярны?

Н.П. — Ну, думаю, эти темы сами по себе интересны: киты, например, все так же загадочны, недоступны и непостижимы, несмотря на все инструменты, имеющиеся у ученых XXI века. Кроме того, эволюция – это такая огромная история о жизни на нашей планете на протяжении нескольких миллиардов лет. Если объединить их – китов и эволюцию – появляется нечто похожее на детектив, просыпается расследовательский интерес ученого.

А.А. — Вы примете участие в онлайн-дискуссии Открытого лектория «Культура 2.0» — «Роль научных коммуникаторов в музее и культуре». Какие темы Вы считаете важным обсуждать с исследователями и вообще очень разной аудиторией?

Н.П. — На мой взгляд, самые интересные вопросы возникают на границах той или иной дисциплины, либо там, где она наслаивается на другие области знаний и деятельности. Например, существует множество параллелей между наукой и искусством, поскольку они оба по сути своей предполагают творчество, а значит все качества, присущие научному открытию, можно применить и к искусству. Я все же приму участие в дискуссиях Санкт-Петербургского культурного форума, только в онлайн-формате. 13 ноября состоится онлайн-лекция «Роль научных коммуникаторов в музее и культуре», там мы с другими спикерами обсудим значимость популяризации научных знаний и открытий.

Главное фото: Carolyn Van Houten, все фотографии предоставлены пресс-службой форума

Не жмись, лайкни!!!

Похожие новости:

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.


Подробнее в Культура
В Ярославском театре имени Федора Волкова открывается новый сезон

16.10.2020 | 13:17 В Ярославском театре имени Федора Волкова открывается новый сезон В Ярославском театре имени Федора Волкова открывается 271...

В программу Варшавского кинофестиваля вошли девять российских картин

09.10.2020 | 15:51 В программу Варшавского кинофестиваля вошли девять российских картин Варшавский кинофестиваль стартовал 9 октября в столице Польши. Россию...

Куранты на Спасской башне зазвучат по-новому

09.10.2020 | 12:10 Куранты на Спасской башне зазвучат по-новому В ночь с 9 на 10 октября кремлевские куранты перестали работать:...

Александр Могилев: «Искусство не должно иметь границ»

09.10.2020 | 11:14 Александр Могилев: «Искусство не должно иметь границ» Александр Могилев соглашается на интервью, перемещаясь буквально с места на...

Закрыть
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru