В 2014 году, когда Xiaomi взобралась на вершину инфохайпа, амбициозную корпорацию постоянно называли «китайской Apple». Чаще всего этим ярлыком пользовались российские журналисты, которые зафиксировали знакомые триггеры (джинсы основателя, создание смартфонов) и сделали поверхностные выводы.
Сравнения с Apple выглядели абсолютно идиотскими для всех, кто хотя бы немного погрузился в тему. У Xiaomi изначально были другие ценности: китайцы сконцентрировались не на выручке с одного устройства, а на заработке при помощи фирменных приложений. Соответственно, гаджеты продавались фактически по себестоимости – Xiaomi сразу старалась взять количеством, а не дорогими инновациями.
Скупка оригинальных картриджей — это полезная и нужная услуга http://opt-mir.ru/skupka-originalnyh-kartridzhej-e.
Даже сам Лэй Цзюнь (местный гендиректор) признавал, что в Китае вряд ли сработала бы концепция Apple с загнутыми ценниками и помешанностью на каждой детали. Xiaomi выбрала противоположную тактику и забросала прилавки недорогими, но крутыми за свои деньги смартфонами.
С тех пор прошло три года. За это время китайцы пережили несколько микрокризисов (например, провалили экспансию), но стали гораздо мощнее. Если приглядеться к их свежим продуктам, выяснится, что Xiaomi уже сейчас может привлекать больше фанатов, чем Apple.
Ниже – три главных плюса корпорации Лэя Цзюня.
1. Скорость
Осенью 2016 года в соцсети проник рендер огромного безрамочного смартфона. «Вау, какая забавная и красивая идея у Xiaomi», – воодушевились IT-журналисты. Ко всеобщему удивлению, картинка была не каким-то безумным концептом, а рекламным снимком готового девайса – его анонсировали спустя считанные дни после слива.
И пусть Xiaomi Mi Mix в реальности смотрится чуть иначе, чем на промо-изображениях, эта история очень характерна сама по себе. Она демонстрирует: в Xiaomi понимают, что откладывать релизы нельзя, нужно бомбить ими сегодня, а не завтра или послезавтра.
У Apple это чувство времени явно исчезло – там либо смотрят в будущее под собственным углом (помянем разъемы), либо вообще внаглую задерживают выход продуктов, осознавая, что поклонники компании и так всё купят.
Сейчас эта схема работает, но через несколько лет она всенепременно приведет к провалу. Потому что людей уже не возбуждают технологии, если их нельзя потрогать сию секунду.
2. Цены
Со стороны кажется, что Xiaomi отчаянно демпингует, но нет – китайцы просто не наглеют. Даже у них на родине полно брендов, которые продают смартфоны еще дешевле, просто Xiaomi ведет самую разумную ценовую политику. Обратите внимание: они не выпускают экстремально бюджетных смартфонов, но стремятся завоевать самую большую и востребованную нишу – нишу аппаратов за 200-300 долларов.
Уже в ближайшие годы эта стратегия сделает компанию королем рынка – даже сейчас в гиковской среде чувствуется невероятное возбуждение от Xiaomi Mi A1, девайса за 220 долларов, которому внезапно подарили чистый Android.
В Xiaomi понимают: смартфоны становятся обычным рабочим инструментом, падения среднего прайса не избежать. Отсюда и рост продаж: людей, разделяющих взгляды в духе «Да ну этот айфон, у Xiaomi всё то же самое в три раза дешевле», с каждым месяцем становится всё больше.
3. Разнообразие
Каталог продуктов Apple беднеет год от года: корпорация настолько сконцентрирована на извлечении прибыли из айфонов, что у нее не остается времени ни на что другое. Линейки либо умирают (iPod и MacBook Air), либо получают минорные обновления (Apple Watch), либо откладываются «на потом», как HomePod, который запоздал года на три.
Xiaomi, в свою очередь, нечего терять, поэтому китайцы смело лезут во все категории и устанавливают привлекательные прайсы. Посмотрите на ситуацию объективно. У каждого есть довольный друг с Xiaomi Mi Band. Каждому советовали здоровенный внешний аккумулятор от Xiaomi. Каждый хотя бы краем глаза видел обзоры электронного самоката Xiaomi. Каждый где-нибудь слышал, что экшн-камера Xiaomi – лучшее, что можно купить, если GoPro кажется экстрадорогой.
Умные кроссовки, ТВ-приставки, видеорегистраторы, телевизоры, селфи-палки, ноутбуки, даже туалетная бумага – голодная и жадная до триумфа Xiaomi страстно ищет сферы, а не доит единственный легендарный продукт.
Понятно, что из-за раздутого ассортимента у китайцев нет таких пафосных премьер, как у Apple, но нужны ли они вообще в 2017 году? Или важнее сделать вещь, поставить ей адекватный ценник и пустить в продажу?
Есть подозрения, что второй подход перспективнее и практичнее.
***
Безусловно, путь к трону будет долгим. К примеру, Xiaomi пока не разобралась с патентами для полноценного выхода на ключевые рынки (США, Западная Европа), не выработала собственный стиль (в Mi7 уже подтверждена беспроводная зарядка – к чему бы это?) и не допилила свою многострадальную оболочку MIUI, но всё это – проходимые барьеры.
Китайцы уже явно набрали ход и не остановятся, пока не начнут доминировать на рынке. И тогда тон Джони Айва, презрительно обвинявшего Xiaomi в воровстве, изменится с язвительного на испуганный.