В Европу за полчаса: когда запустят мегапроект


При этом до конца текущего года должен начать курсировать поезд Мукачево-Будапешт. Но на пути реализации этих проектов есть серьезные препятствия. «Апостроф» выяснил, что мешает созданию современного транспортного хаба в закарпатском регионе и какое отношение к этому имеет эскалация конфликта между Украиной и Венгрией.

До конца 2018 года должны возобновиться регулярные полеты в аэропорт «Ужгород». Такое поручение Министерству инфраструктуры дал президент Петр Порошенко еще весной. Главная воздушная гавань Закарпатья простаивает с июня 2016 года – именно тогда истек срок действия соглашения между Украиной и Словакией об обслуживании воздушного движения аэропорта – дело в том, что аэропорт находится в непосредственной близости от словацкой границы, и при взлете и посадке самолеты заходят в воздушное пространство соседней страны. На сегодня в аэропорту действуют «правила визуальных полетов», то есть координации между пилотами и диспетчерами нет.
Рекомендуем качественные маски для лица по низким ценам.
Проблема усугублялась тем, что аэропортовское оборудование «Украэроруха» – госпредприятия Украины по обслуживанию воздушного движения, не отвечает стандартам ЕС. Однако в июне текущего года «Украэрорух» подписал соглашение о сертификации по стандартам Евросоюза с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA), что несколько прибавляет оптимизма.

Теперь для возобновления работы ужгородского аэропорта необходимо его оснастить современным аэронавигационным оборудованием (часть которого должна быть установлена на словацкой территории) решить вопрос со зданиями, расположенными вблизи взлетно-посадочной полосы, которые мешают безопасной посадке самолетов, и подписать новое соглашение со Словакией.

Если аэропорт в Ужгороде заработает и заинтересует перевозчиков, то время полета до Будапешта может составить примерно 20 минут, до Братиславы – 30 минут, до Праги и Бухареста – около 40 минут.
Задание не выполнено

Аэропорт «Ужгород», как и ряд других региональных аэропортов, в 2001 году был передан из государственной собственности под контроль областных властей. Сейчас Мининфраструктуры грозит вернуть аэропорт в госсобственность, если Закарпатский облсовет не найдет деньги на возрождение воздушной гавани.

Однако, похоже, деньги нашли – как на местном, так и на общегосударственном уровне, но далеко не факт, что это поможет запустить работу аэропорта в нормальном режиме до конца текущего года, считает эксперт общественной компании «Европатруль» Вячеслав Коновалов. «Скорее всего, если что-то и сделают, то это будет косметика. Реальные деньги уже пойдут в следующем году», – сказал он в комментарии «Апострофу».

Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава убежден, что в нынешнем году аэропорт «Ужгород» не возобновит работу на регулярной основе. «В этом году, к сожалению, Министерство инфраструктуры не приложило необходимых усилий, чтобы запустить работу аэропорта по приему регулярных рейсов», – сказал он изданию.

Фото: скриншот

Директор инфраструктурного направления в «Украинском институте будущего», бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер также скептически оценивает вероятность выполнения поручения президента по возрождению ужгородского аэропорта уже в этом году. В комментарии «Апострофу» он пояснил, что, даже если сам аэропорт будет технически готов к полетам, необходимо, чтобы авиаперевозчики изъявили желание туда летать. «От проявления намерения до реального начала полетов проходит обычно полгода. До конца года осталось меньше полугода, но в информационном поле нет никаких заявлений (от какой-либо авиакомпании, – «Апостроф») о начале полетов», – заявил эксперт.

В ожидании лоукоста

Однако «Ужгород» является интересным направлением для перевозчиков, в частности бюджетных. «Это самое приближенное место к Европе, соответственно, для любого лоукоста потенциально аэропорт интересен», – отметил Владимир Шульмейстер.

В 2017 году власти Закарпатской области всерьез рассматривали возможность передачи аэропорта «Ужгород» в концессию европейской компании. В частности, были проведены переговоры с руководством венгерского лоукостера Wizz Air, который работает на украинском рынке с 2008 года и на сегодня выполняет полеты из Киева, Львова и Харькова. О результатах переговоров ничего не известно, и на сегодня данных о том, что Wizz Air собирается летать из Закарпатья, нет. Вполне вероятно, что Wizz Air предложение действительно не подошло.

По словам Александра Кавы, нужно отличать бизнес авиакомпании от бизнеса аэропорта. «Авиакомпании, как правило, не занимаются аэропортовым бизнесом, а аэропорты не занимаются перевозкой пассажиров», – пояснил он.

Кроме того, «Ужгород» может стать конкурентом для базового аэропорта Wizz Air в Будапеште, считает Владимир Шульмейстер. «Скорее, это мог бы быть Ryanair», – отметил специалист, говоря о потенциальном перевозчике в Закарпатье.

Фото: cfts.org.ua

Но пока в регионе нет подходящей авиатранспортной инфраструктуры, говорить о приходе серьезных перевозчиков сложно, убежден Вячеслав Коновалов. По его словам, помимо прочего, в аэропорту «Ужгород» взлетно-посадочная полоса довольно короткая, что не позволяет принимать в нем некоторые типы воздушных судов.

Кстати, в связи с этим в Закарпатской области может появиться еще один аэропорт. Ранее власти называли в качестве места его возможной «прописки» Хуст и Мукачево. Вячеслав Коновалов считает, что Мукачево выглядит предпочтительнее, так как в нем есть старый военный аэродром, у которого взлетно-посадочная полоса длиннее, чем в «Ужгороде». При этом, по словам эксперта, мукачевский аэропорт должен стать не заменой ужгородскому, а дополнением к нему.

Транспортный хаб

В целом же закарпатский регион имеет огромный потенциал с точки зрения развития транспорта – как на внутренних маршрутах, так и на международных, убеждены эксперты. Это же касается и железнодорожного транспорта – украинским властям стоит подумать над тем, чтобы организовать скоростное сообщением с регионом.

Также уместно вспомнить и о планах по запуску поезда Мукачево-Будапешт, особенностью которого станет то, что он будет передвигаться по евроколее, что существенно упростит пересечение границы между Украиной и Венгрией. Начало движения поездов на этом маршруте ожидалось летом, но сроки сдвинулись на конец года. Как пояснил Александр Кава, задержка с запуском поезда, в частности, связана с «некоторыми техническими вопросами, которые сейчас решаются». «Кроме того, новое расписание (движения поездов) в Европе вступает в силу в середине декабря, и европейские железные дороги не склонны менять расписание между периодами его запуска», – добавил он.

Фото: info.uz.ua

Таким образом, закарпатский регион вполне может стать одним из главных транспортных хабов Украины. На то есть ряд причин. Одна из них связана с тем, что сильно перегружено польское направление. «Не секрет, что у нас количество пунктов пропуска катастрофически мало. Почему поезд на Перемышль так хорошо пошел? Потому что там быстрее пересекается граница», – сказал Вячеслав Коновалов, добавив, что развитие транспортных маршрутов в Закарпатье может оттянуть на себя часть пассажиропотока.

Но и сам по себе регион перспективен для транспортных перевозок. Закарпатская область граничит сразу с несколькими странами Евросоюза, в частности с Венгрией. «Венгрия является важным экономическим партнером для Украины. Более того, экспорт украинских товаров в страны Евросоюза во многом идет через территорию Венгрии. Это основные ворота из Украины в Южную Европу и на Балканы, поэтому это направление очень востребованное, и здесь есть экономический интерес, как у венгерской, так и у украинской стороны», – заявил Александр Кава.

Бизнес – отдельно, политика – отдельно

Правда, отношения между двумя странами в последнее время оставляют желать лучшего. Сперва возник скандал, связанный с законодательными инициативами Украины по защите украинского языка и запрету двойного гражданства, а совсем недавно страсти разгорелись с новой силой из-за раздачи венгерских паспортов все в том же Закарпатье, где проживает значительное количество этнических венгров.

Соответственно, можно предположить, что экономические проекты станут заложниками политики и политиков двух стран.

Впрочем, как считает, Александр Кава, это вряд ли произойдет.

Вячеслав Коновалов также не верит в реализацию такого сценария. «Вероятность такая есть (что политическая напряженность повредит транспортным проектам, – «Апостроф»), но я бы ее оценил в 20-25%», – сказал он. По словам эксперта, потенциал экономического сотрудничества в регионе «просто сумасшедший». Он напомнил, что недавно открыли реконструированный Бескидский туннель через Карпаты, который имеет стратегическое значение для транзитных перевозок из Украины в Европу. «Поэтому политики пускай между собой дерутся, но есть чисто практический интерес», – добавил специалист.

С другой стороны, рассчитывать на то, что транспортные и прочие совместные проекты «помирят» Украину и Венгрию, также не стоит. «Должна быть готовность двух сторон искать компромисс, а мы видим, что пока идет эскалация и ни одна из сторон не проявляет заинтересованность к взаимным уступкам и нахождению компромисса», – резюмировал Александр Кав

Не жмись, лайкни!!!

Похожие новости: