Энергетическая стратегия Украины не завершена: ей необходим план действий — эксперты ЕС


Как сообщается, в Брюсселе состоялось обсуждение новой «Энергостратегии Украины 2035», принятой Кабмином в августе 2017 г. В круглом столе приняли участие европейские эксперты Martens Center, представители Еврокомиссии, украинские эксперты, участвовавшие в разработке стратегии, и украинские энергокомпании.

Ресурс приводит краткое изложение состоявшейся дискуссии.

Рекомендуем качественные фасовочные электронные весы по низким ценам vesyprom.com.ua.

Niklas Novaky (Research Officer, Martens Centre) отметил, что «энергетическая безопасность Украины, в конечном итоге, влияет на энергетическую безопасность самой Европы». По его мнению, Новая энергетическая стратегия Украины показывает, что государство желает реформировать свой энергетический сектор.

«Почему, собственно, Украине понадобилась новая энергетическая стратегия? Я полагаю, здесь две причины. Во-первых, энергетический сектор Украины продолжает находиться в плачевном состоянии. Это одна из самых расточительных и неэффективных стран мира в части касающейся энергопотребления. Ее энергоемкость, а именно соотношение потребления энергии к объемам производства в два раза больше, чем в РФ, и примерно в десять раз больше, чем средняя величина по Организации экономического сотрудничества и развития, — сказал Н. Новаки. — Новая энергетическая стратегия нацелена на сокращение энергопотребления в Украине вдвое. Также она призвана усилить собственную добычу традиционных и альтернативных источников энергии».

Однако сама по себе стратегия не решит все проблемы Украины, — сказал эксперт Центра европейских исследований имени Вилфреда Мартенса.

«Нельзя рассчитывать на то, что стратегия сама всё изменит. Стратегия как таковая не возымеет никакого эффекта и не принесет результата до тех пор, пока не будет разработан план действий и этот план будет реализован», — подчеркнул Н. Новаки..

«Для Европейского Союза улучшение уровня энергетической безопасности Украины означает улучшение устойчивости стран Восточного Партнерства. Устойчивость – этот термин, достаточно широко отображенный в Глобальной Стратегии ЕС от 2016 года. Согласно данному документу, это означает «способность государств и обществ к реформам, таким образом устояв и восстановившись после внутренних и внешних кризисов», — напомнил эксперт.

В Глобальной Стратегии обозначены четыре пути, с помощью которых ЕС стремиться осуществить задуманное. Первое – ЕС заявляет, что стремится диверсифицировать энергоресурсы, пути их поставки и самих поставщиков, в особенности что касается газа. Второе – ЕС будет поддерживать развитие инфраструктуры, что в свою очередь  позволит диверсифицировать поставки энергоресурсов на европейские рынки. Третье – обязывающие инфраструктурные соглашения со странами, не входящими в ЕС, должны быть максимально прозрачными, и любые объекты инфраструктуры должны полностью соответствовать европейскому законодательству в данной сфере. Четвертое и последнее – ЕС будет последовательно развивать обратный поток и инфраструктуру для хранения сжиженного природного газа.

«Если все эти четыре цели будут достигнуты, они существенно повысят уровень собственной энергетической безопасности ЕС. В то же время на практике запланированный трубопровод Северный Поток-2 является препятствием всем четырем целям. Он увеличит зависимость ЕС от одного поставщика природного газа», — сказал Н. Новаки.

В заключении эксперт отметил, что Новая энергетическая стратегия Украины – «это положительный признак решительных реформ, происходящих в энергетическом секторе страны. В ЕС однозначно заинтересованы в том, чтобы поддерживать внедрение новой энергетической стратегии, потому что энергетическая безопасность Украины в итоге имеет влияние на энергобезопасность ЕС».

Torsten llert (Team Leader Energy and Environment, Support Group for Ukraine, European Commission) отметил, что предыдущая стратегия не являлась именно энергетической стратегией – это была стратегия энергопроизводства. Она не рассматривала энергию как систему. «Это было больше в стиле Советского Союза: нам нужно производить больше того-то и того-то… Сейчас же произошло качественное изменение в подходе».

«На данный момент энергия воспринимается как система, в которую входит не только производство, но также потребление, — сказал Т. Вюллерт. — Впервые она включает в себя вопросы энергоэффективности. Еще одним новшеством Энергостратегии 2035 является роль потребителей. Это влечет за собой вопрос рынков. Это влечет за собой то, что стратегия больше не является стратегией энергопроизводства, а стратегией энергетического баланса».

Эксперт отметил, что важно добиться интеграции с газотранспортными системами и электросетями (ЕС), но настоящий эффект на энергетическую безопасность будет иметь объединение рынков. Система в гораздо большей безопасности, если всегда есть альтернатива.

«У ЕС и Украины есть очень хорошая база для этого, а именно Соглашение с ENTSO-E, которое является очень амбициозным. Я думаю, что целей данного соглашения сложнее достичь, чем в вопросах природного газа, ведь это более сложная система», — сказал Т. Вюллерт.

«Для людей, которые трудятся над стратегией, повторю: Энергетическая стратегия Украины не завершена. Ей необходим план действий. Посмотрим, как он будет эволюционировать. Ведь дьявол кроется в деталях. Можно согласовать общую концепцию, но как только вы начинаете вдаваться в детали, она тут же усложняется, — заметил эксперт. — Также Украине  необходимо постоянно привлекать различные экспертные группы. Представители правительства, аналитических центров, общественности, промышленности, международных партнеров – они должны работать над этим вместе».

Дмитрий Чумак (эксперт по энергетике Института социально-экономических исследований) отметил, что одна из изначальных идей, почему Украина захотела стать частью европейского сообщества, в том, чтобы привнести в Украину эти высокие стандарты, внедрить их в повседневную жизнь и получить от этого все имеющиеся преимущества.

«У нас есть два очень важных закона – о рынке газа и о рынке электроэнергии, — сказал Д. Чумак. — Оба этих закона были подготовлены с учетом опыта наших европейских партнеров. Но дело в том, что закон сам по себе ничего не значит. Закон предполагает его исполнение. А вот выполнение и является серьезной проблемой в Украине. Как пример, мы видим сегодня, что закон о рынке газа не выполняется по многим пунктам. Реформирование Нефтегаза все еще продолжается, есть масса других вопросов. Что касается рынка электричества, я думаю, там еще больше времени уйдет на реализацию, чем мы видим по рынку газа. Поэтому я считаю, что быть может понимание все же есть, но ясность разума людей, принимающих решения, для меня все еще не так очевидна. Существуют различные силы со своими интересами и сферами влияния, которые в своем диалоге замедляют и даже блокируют внедрение нововведений. Недавно в Кабинете Министров прошла первая встреча группы, которая будет заниматься запуском рынка электроэнергии. Я надеюсь, что это очень хороший знак, что практически сразу же после принятия закона начался диалог».

Виктор Логацкий (ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова) напомнил, что согласно постановлению правительства, у Украины есть всего четыре месяца на разработку плана действий.

«Нам следует сначала закончить работу и уже потом обсуждать ее… Мы использовали большое количество моделирования в разработке нашего плана действий. Мы это также видим в сфере регионального развития. Усилия были направлены на то, чтобы предоставить органам местного самоуправления больше ресурсов и больше ответственности – чтобы они могли более эффективно управлять теми энергоресурсами, которые имеются у них в регионах. Например, чтобы замещать природный газ. Я считаю, что эти новые ресурсы нужно использовать также и в Украине. И мы верим, что ЕС поможет нам разработать наш план действий», — сказал эксперт..

Анна Зволикевич (представитель ДТЭК в Брюсселе) отметила, что когда мы говорим об одной из основополагающих целей стратегии, а именно, видения энергетической отрасли Украины как неотъемлемой части европейского энергетического пространства, то интеграция энергетической инфраструктуры не может проходить в отрыве от внедрения нового рынка электроэнергии, основанного на третьем энергетическом пакете ЕС.

«Синхронизация, как процесс выполнения технических требований, сама по себе не означает получения всех преимуществ от включения в модель рынка электроэнергии ЕС. Необходима действующая регуляторная база, как основа создания понятных и действующих одинаково для всех правил работы на рынке (level playing field) как части единой системы», — сказала А. Зволикевич. Эксперт подчеркнула, важность соблюдения принятых на законодательном уровне сроков перехода на новую модель рынка электроэнергии.

«К возможным угрозам надежности работы сетей, которые будут особенно тщательно отслеживаться со стороны участников системы Континентальной Европы, относится уровень информационной безопасности. Мои коллеги работали по этому направлению с экспертами из ENTSO-E, и активно вовлекаются в работу (сотрудничество) в рамках программ, проводимых USAID», сообщила эксперт.

Не жмись, лайкни!!!

Похожие новости: