«Ведомости»: Минтранс предложил давать субсидии на вывоз в западном направленииПлатон Щукин (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Василий Шитов / Коммерсантъ
Ради спасения угольной отрасли от массовых банкротств можно увеличить отгрузку угля на экспорт через западные порты, для чего необходимо субсидировать железнодорожные перевозки в этом направлении. Об этом говорится в письме замминистра транспорта Алексея Шило в адрес Минэнерго и РЖД, отправленном в середине января, сообщают «Ведомости».
Из текста документа следует, что предложение сформулировано в рамках подготовки совместного доклада в правительство. Речь идет о целевой субсидии из бюджета или резервного фонда правительства, механизм в целом должен напоминать тот, что действует для перевозки моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа.
Западные порты в 2024 году были недозагружены, и перенаправление туда угольных потоков могло бы исправить ситуацию. Но проблемой остается экономическая целесообразность такого решения, ведь для угольных компаний такой экспорт убыточен.
В письме Шило говорится, что Минэнерго должно предусмотреть средства, определить размер субсидий и механизм компенсации затрат, а также составить перечень компаний, которые могли бы подать заявления на поддержку. При этом Минтранс хотел бы содействовать только в вывозе дешевого энергетического угля (коксующийся и антрацит, полагают в ведомстве, в поддержке не нуждаются) и установить целевые показатели для направления.
Материалы по теме:«Это хуже, чем пилить сук, на котором сидишь»Почему ЦБ не станет замораживать вклады россиян?13 января 2025Цены на китайскую электронику и бытовую технику вырастут.Почему и как сильно подорожают гаджеты в России?24 декабря 2024
Чиновник считает, что РЖД могли бы предоставлять скидки на перевозку угля в западном направлении и сами, но только при экономической целесообразности. Однако в операторе уже подчеркнули, что и без того дают максимальные скидки для угля, а расширение объема преференций приведет к непокрываемым убыткам.
Эксперты отмечают, что об эффективности указанных мер можно говорить только после того, как станет ясен размер субсидий. По оценкам NEFT Research, в прошлом году средняя убыточность экспорта угля составляла 4,5 тысячи рублей за тонну.
В декабре прошлого года президент России Владимир Путин поручил правительству срочно разработать меры поддержки угольной отрасли, которая, по данным Центробанка, в целом стала убыточной.
В рамках этой задачи власти начали готовить особый порядок банкротств для компаний, который позволил бы продолжать работу на шахтах и разрезах и не создавать социальной напряженности в регионах. Представители отрасли полагают, что для небольших предприятий риск банкротств достаточно высок, так как перспектив улучшения ситуации с экспортом и доходами не просматривается.